Опасный спектр

Деловая авиация - Белгород, Курск, Орел, Липецк

Слово «лазер» составлено из начальных букв слов английской фразы Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation, что означает «усиление света в результате вынужденного излучения». В СССР в промышленности и обороне был принят термин «оптический квантовый генератор» (ОКГ). Лазер – это источник электромагнитного излучения трех диапазонов: видимого, инфракрасного и ультрафиолетового.

Видимое излучение – это тот самый луч красного, зеленого или синего света, который различает человеческий глаз. Инфракрасное (тепловое) излучение придает лучу температуру, позволяющую наиболее мощным карманным лазерам прожигать с близкого расстояния дырки в одноразовых стаканчиках и лопать надувные шарики. Его энергоэффективность можно сравнить с выжиганием лупой в солнечный день.

Ультрафиолетовое излучение лазера самое опасное для глаз. Именно оно обжигает сетчатку. При этом опасно даже в отраженном и преломленном виде. Когда лазерный луч попадает на стекло пилотской кабины, он преломляется и дает сильные блики, слепя глаза, как электросварка. О том, какой ущерб здоровью способен нанести даже рассеянный луч, все узнали три года назад. В ночь на 6 июля 2008 года под Киржачом (Владимирская обл.) прошел фестиваль техномузыки «Аквамарин». На следующий день 32 человека были госпитализированы с поражением глаз ультрафиолетовым излучением. Некоторые лишились 80% зрения.

Медицинский институт гражданской авиации FAA в июне 2004 года провел исследование «Воздействие лазерного излучения на операционные и визуальные возможности летчиков во время конечного этапа захода на посадку». Оценивалась реакция 34 летчиков, подвергшихся четырем безопасным уровням лазерного излучения. Имитировался заход на посадку на тренажере самолета «Боинг-727-200» на высоте 30 метров.

Оказалось, что 75% испытуемых почувствовали неблагоприятное визуальное воздействие, которое привело в некоторой степени к операционным трудностям. Летчики временно теряли зрение, ориентировку в пространстве и испытывали стресс. Напомню, что испытания проходили при мизерном, безопасном для глаз уровне лазерного облучения.

Читайте также:  Взлет невозможен

Заказать самолет в Москве

Выяснилось также, что вызвать значительное ухудшение зрения можно, посветив в темное время дня в лицо человеку лазером мощностью всего 8 мВт (милливатт). Игрушечные лазеры-указки с красным лучом, продающиеся в газетных киосках, обычно имеют мощность 1 мВт, максимум – 5 мВт. Так что запрет в Чечне таких указок иначе, как недоразумением, не назовешь.

Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США, которое регулирует допустимую мощность бытовых лазеров, в начале 2005 года установило предел мощности в 5 мВт для лазерных указателей для продажи на рынке США. Позже этот же предел был установлен в целом ряде стран. А в Великобритании свободно продавать можно лишь указки мощностью в 1 мВт. Более мощное лазерное оборудование во многих странах требует специального разрешения или лицензирования.

Опасность лазера в высокой поверхностной плотности энергии в поперечном сечении луча. Проще говоря, чем более узок луч, тем больше его энергия. Хрусталик глаза, как линза, фокусирует луч или отраженный блик на сетчатку. Мгновенно возникают симптомы лазерного ожога: головная боль, слезы, появление перед глазами плавающих темных мушек. Это отдельные кусочки омертвелых тканей, отделившиеся от сетчатки и плавающие в стекловидном теле глаза. При сильном ожоге возможны обильные кровоизлияния, появление впоследствии бельма, значительная или даже полная потеря зрения.

В то же время в России произошел очередной случай ослепления лазерным лучом пилотов садящегося самолета. Правоохранительные органы Башкирии разыскивают неизвестных, которые в ночь на пятницу, 15 июля 2011 г., направили лазерный луч на самолет, шедший на посадку. Пострадавших нет, воздушное судно приземлилось успешно. Дежурному международного аэропорта "Уфа" поступило сообщение от командира Ту-134, выполнявшего рейс из Самары в Уфу, что из поселка Жуково Уфимского района при заходе на посадку на корпус самолета был направлен лазерный луч зеленого цвета.

Читайте также:  Лазерные атаки в Башкирии не вызывают угрозы

"К счастью, на работе воздушного судна лазер не отразился, самолет успешно совершил посадку в аэропорту", — сказал представитель транспортной прокуратуры Башкирии, отметив, что сотрудники линейного управления на транспорте ищут людей, которые совершили лазерную атаку.

По материалам Независимой газеты